2. Активизация знаний
|
Уважаемые педагоги и воспитатели, опыт всегда должен строиться на основе имеющихся
представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина
наблюдаемого явления, и дети
могут самостоятельно подойти к
суждениям, умозаключениям. Уточняя их знания о свойствах и качествах объектов
природы (о свойствах песка и глины.) опыты способствуют формированию у детей
познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную
деятельность.
А сейчас посмотрите на ваши рабочие места, вы видите
материалы, с которыми мы будем работать, назовите мне их.
Правильно!
Мы будем работать с материалами: песок, глина, вода и с инструментарием: увеличительное стекло, стаканчики, воронки,
соблюдая при этом правила техники
безопасности.
|
|
3.Практическая работа педагогов
|
Приступаем к работе, не забывайте про правила техники
безопасности.
1. Определение сыпучести.
Возьмем
стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко
ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину.
Что легче высыпать — песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок —
«сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из
стаканчика, как песок. В отличие от глины песок — рыхлый.
2. Из чего состоит песок и глина?
С
помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок
(из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные.
Затем рассмотрим таким же образом комочек глины в глине — слипшиеся, очень
мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.
3.
Определим, как песок и глина пропускают воду.
Аккуратно
нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?
Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно
устроилась» между песчинками. Затем наливаем немного воды в стаканчик с
глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно,
медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.
4.
Сохраняют ли форму песок и глина?
Берём
мокрый песок и глину лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка
колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.
5.
Берем две воронки: в одной песок, в другой глина, помещаем их в стакан,
наливаем воду и наблюдаем: в стакане с песком вода появляется быстро, а глина
воду не пропускает.
6.
Почему в песке не растут растения.
Рассмотрим перед началом работы иллюстрацию
песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Как вы думаете, откуда в
пустыне появляются такие песчаные горки?
Поставьте
перед собой стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в
банке - это личная пустыня каждого из вас. Опять превращаемся в ветры:
несильно, но довольно долго дуем на песок. Что с ним происходит? Сначала
появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то
песок из одного места переместится в другое. У самого
"добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же
песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их
создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с
разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью
ветра, песок путешествует в пустыне.
На барханах либо вообще не растут растения,
либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно,
сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок
палочку или сухую травку. Теперь подуйте на песок таким образом, чтобы он
перемещался в сторону палочки. Если вы правильно будете это делать, со
временем песок засыплет почти всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы
видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети
тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения
почти не останется, оно упадёт.
Почему
же на барханах мало растений?
Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам
не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких
условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.
Спасибо за посещение моего занятия, приходите!
До свидания!
|
Показываю поэтапную разработку
Два
стаканчика с песком и глиной, лист бумаги;
увеличительное
стекло;
стаканчик с
водой, две воронки
(в одной
песок, в другой глина);
два пустых
стакана и стакан с водой;
блюдо с
песком, резиновый шланг
|