Хочу поделиться с вами, дорогие друзья, своим опытом работы
с детьми логопатами. Вот уже 5 год я работаю в логопедической группе детского
сада №10 г. Сима. Детки особенные, как мы говорим «логопаты». Это дети с
различными речевыми нарушениями. Естественно, у таких детей в разной степени
имеются отклонения в развитии общей моторики, а также движений пальцев
рук. Из своего опыта я знаю, что речь
ребенка находится в допустимых пределах, если хорошо развиты движения пальцев.
И наоборот, хотя общая моторика может быть в норме и даже выше нормы. Психолог
В. М. Бехтерев отмечал, что движения руками помогают снять умственную
усталость. В своей работе я применяю различные виды упражнений на развитие
ловкости, точности координации движений пальцев рук, а также разнообразные
задания в игровой форме в течение дня. Это и массаж рук, показ слов, стихов,
сказок руками, конструирование из кубиков. Дети очень любят обводить контуры
разных предметов, штриховать их, раскрашивать цветным карандашом. А сколько
радости и пользы одновременно от наматывания ниток на карандаш и катушку, от
считалок пальчиковых гимнастик.
Нравится детям и сортировка, укладывание с закрытыми глазами,
выкладывание на пластилине с последующим прижиманием всеми пальцами рук.
Собрали целую коллекцию пазлов. Многие собирают по образцу, а некоторые уже
умеют собирать по памяти. В сенсомоторной зоне дети с большим удовольствием
используют практический материал: бусы, мазику, пуговицы, спички, счетные
палочки, вышивают деревянными иглами. Всё это очень увлекает детей. Играя,
ребенок обучается, развивает мышцы рук, общую моторику.
У детей активизируется мышление, понимание, память. Трудно
даются детям игры с застежками, шнуровками. Если что-то не получается, стараюсь
не давить на ребенка, помочь, соблюдая комфортный для ребенка темп выполнения
задания. Играя с детьми использую различный литературный материал: стихи,
потешки, песенки. В результате ясно видится положительное влияние на развитие
мелкой моторики кистей и пальцев рук, познавательных, творческих и
коммуникативных способностей детей. Они стараются довести начатое дело до
конца, вследствие чего активизируется речевая активность, которая служит одним
из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе.