Вторник
07.05.2024
19:58
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области
Главная Регистрация Вход
Педагогический опыт: " Ознакомление детей с природой родного края" Нестеровой Е.Е. »
Меню

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 153

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области. 

Педагогический опыт по экологическому воспитанию

на тему:

«Ознакомление детей с природой родного края».

Воспитатель: Нестерова Е.Е.


                                          

                                           СОДЕРЖАНИЕ:

 

1.     Введение (актуальность темы) ……………………………………стр.  1-2

2.     Основная часть (краткое изложение опыта работы)……………..стр.  2-5

3.     Заключение …………………………………………………………стр.  5-6

4.     Список использованных источников…………………………… ..стр.  7

 

 

         Выбор темы по экологическому воспитанию был не случаен. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от живущих ныне людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе, в особенности, в нашем промышленном крае – Южном Урале.  
          Не понаслышке все мы знаем о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов и промышленных выбросов.
          Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое:  всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности, и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям, формируются основы экологической культуры. Основным содержанием экологического воспитания и образования является формирование осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных и  состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.

                   Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Окружающая нас природа – это комплекс безграничных возможностей для познавательного, социально-коммуникативного, физического развития детей: она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, выявлять закономерности, делать выводы.  Многое даёт природа для развития речи  детей. Чем больше видел и понял ребёнок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. А умение излагать свои мысли, в последствии, становится одним из решающих факторов успеха и достижений ребёнка в школе и во взрослой жизни.

         В процессе организованной образовательной деятельности по формированию основ экологической культуры и безопасного поведения в природе, представлений об окружающем мире природы, ознакомлению детей с природой родного края,  на экскурсиях и туристических прогулках за пределы детского сада, я заметила, что дети испытывают интерес к данной теме, им нравится наблюдать, рассматривать и исследовать живые и неживые объекты, проводить опыты и эксперименты, устанавливать причинно-следственные связи. Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, творчество, умение мыслить логически. Меня это очень заинтересовало и увлекло.

         И мне хотелось бы поделиться опытом работы нашего детского сада по ознакомлению детей с природой родного края, правилами безопасного существования и взаимодействия человека с природой, возможными негативными последствиями неразумного воздействия человека на природу.   

         Цель данной работы – формирование   у детей предпосылок экологического сознания, приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего его мира природы: научить ребенка понимать,   как вести себя в мире природы, правильно использовать природные ресурсы, не нанося вреда экологии нашего края, показать ему, что сам человек является частью природы.

         В своей работе я опираюсь на основную общеобразовательную программу МКДОУ, разработанную на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, парциальные программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», «Наш дом – Южный Урал» Е.С. Бабуновой. Содержание  образования предлагаемых программ, реализуемое на основе интеграции образовательных областей,  ориентировано на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой и неживой природой, что позволяет эффективно их использовать в экологическом образовании дошкольников.   

         Приступая к ознакомлению детей с природой родного края, я ставила перед собой следующие задачи:

         1)  Сформировать представления о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе культурной, созданной и поддерживаемой трудом человека.

         2)  Дать понимание того, что любой объект живой природы существует только до тех пор, пока для этого есть необходимые условия, нарушение которых ведёт к его гибели и исчезновению.

         3)  Показать, как человек использует культурную природу (выращивает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, разбивает парки и т.д.)

         4) Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы

(собирает грибы и ягоды, охотится на диких животных, наслаждается красотой природы) и вызвать бережное и заботливое отношение к природе.

         5) Сформировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу, и друг без друга просто не могут существовать.

         6) Развитие гуманного отношения к природе, основанного на восприятии его как живого и эстетически прекрасного целого.

         В группе создана необходимую развивающую предметную среду, в том числе, условия для самостоятельной и совместной деятельности детей, когда в течение дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе и на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, опыты и эксперименты, рисование, лепка и т.д.). У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания, природный материал, который дети собирают на прогулках и экскурсиях, для изготовления поделок, подборка энциклопедий и книг. Даже стены в группе я использую для наглядных пособий. На одной из стен изображены явления природы. Есть у нас ещё дерево-макет (яблоня), с помощью него дети запоминают птиц, которые на него «прилетают», а так же наблюдают на нем сезонные изменения.

         Разработана так же система организованных занятий (НОД),  экскурсий, туристических прогулок. Работа ведётся непрерывно с сентября по август. Программный материал старалась распределить по сезонам, чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественных условиях.  Материал дается от простого, знакомого и понятного детям, к более сложному. На занятиях дети знакомятся как с живой природой: дикими и домашними животными и птицами, растениями, рыбами, насекомыми, грибами, так и с неживой: почвой, водой, воздухом. Дети учатся различать живые объекты природы от не живых. Знакомятся с образом жизни животных: местом обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают корм, знают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между способом передвижения и характером конечностей, сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.

         Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются видением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, состояние растений и животных, участка. Фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным моим контролем, вначале показываю, обучаю, а затем помогаю и контролирую самостоятельные действия детей. Работа с календарём развивает наглядно- образное и схематическое мышление детей.

         Большую роль в работе я отвела «уголку природы». Главная особенность «уголка» – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года.     Наблюдение в уголке природы ведутся   за комнатными растениями на основе  различных сравнений. На каждом растении имеется табличка с условными обозначениями. Дети узнают об условиях, которые необходимы  растениям и помогают ухаживать за ними. Внимание детей обращается на то, что растениям для роста нужны свет, вода, земля и тепло.

При знакомстве с животными использую макеты с изображением их среды обитания: домашние животные, дикие животные нашего края, животные Африки, животные Севера.

         Особое внимание и заботу мы с детьми уделяем организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участках, в городском парке.  С детьми летом и осенью заготавливаем корм для птиц из семян растений и деревьев, круп, хлебных крошек и т.д.. Зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время, показать необходимость зимней подкормки, подвести к пониманию того, что человек, подкармливая птиц зимой, спасает их от гибели.

         Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой: землёй, песком, глиной, водой, воздухом и т.д. Дети знакомятся с таким явлением, как ветер, причинами и условиями его возникновения. На участке при помощи не хитрого приспособления они учатся определять его направление и силу. На опытах дети получили возможность познакомиться с воздухом, учились превращать воду в твердое и жидкое состояние. Для проведения опытов имеется «лаборатория» с необходимым оборудованием: стеклянные и пластмассовые сосуды, мензурки, воронки, весы, пипетки, формочки и т.п.

         На территории детского сада организован цветник и огород, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями, учатся за ними ухаживать, получают первые навыки и знания. Трудовая деятельность всегда содержит элементы игры, подражание жизни взрослых. Труд в природе традиционно считается неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с окружающим миром,  а в последние годы, и экологического образования. В процессе труда в природе ребенок подчиняет свою деятельность, свои желания определенным общественными мотивами, учится понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит жизнь животных и растений.

         Знания и практические советы дети получают во время экскурсий и прогулок на территории детского сада и за его пределами, организованы так называемые «экологические тропинки».  Можно выделить два основных типа экологических тропинок: а) на территории д/с; б) в природных (лес, парк, пруд, река и т.д.) условиях. Основные критерии  выбора маршрута и объектов троп – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев кустарников, трав, мхи, грибы, старые пни, муравейники, гнезда птиц и т.д.). Экологическая тропинка позволяет  более продуктивно использовать  обычные прогулки с детьми для общения с природой  и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаем много раз, особенно в разные сезоны года. На тропинках проводятся наблюдения, игры, театральные занятия. Очень важно помнить об интегрированном подходе: полученные занятия на тропинках дети используют на занятиях музыкой, в изобразительной, театральной деятельности, в подвижных играх. 

Для более углубленного изучения деревьев родного края мною был проведен проект «Деревья осенью», проект проводился с сентября месяца до середины декабря. Дети могли наблюдать изменения кроны деревьев от зеленой к желтой (осенью) и опадение листьев (в начале зимы). В ходе проекта сформированы устойчивые знания и представления детей о лиственных и хвойных деревьях, навыки бережного отношения к деревьям как к объектам природы. Дети научились пользоваться простейшими способами обследования деревьев. Сформировалось умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.  Повысился познавательный интерес к природе (дети самостоятельно замечают изменения осенью в природе) и желание отражать полученные знания и представления  в художественном творчестве (лепке, рисовании, аппликации).

         Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды, приобщение и  вовлечение их в совместную с детьми деятельность, кружковую работу. С этой целью я оформляла соответствующие стенды, проводила консультации, совместные экскурсии и праздники, педагогические проекты, заседания «юных экологов». В результате целенаправленной работы, родители стали очень активно  помогать мне, они отзываются на любые мои просьбы и с интересом участвуют во всех мероприятиях. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада и в парке. А мамы активно участвовали в выставке «Урожайная корзина», «Мое дерево», «Елочка- красавица». Родители вместе с детьми активно  участвуют в весенне–осенних работах на цветнике и огороде, в сборе и составлении гербариев листьев деревьев, лекарственных трав и оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники, развлечения, экскурсии и прогулки.

         Таким образом, в процессе формирования у детей системы знаний и представлений об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщения их к природоохранной деятельности (подкормка птиц, высаживание растений, уход за комнатными растениями в уголке природы и т.д.), проведения праздников, утренников, игр экологический направленности и привлечения к этой работе родителей, осуществляется  экологическое образование и воспитание ребенка,  развитие его активного ответственного отношения к природе. И это видно по результатам диагностики. К концу года отмечается полное усвоение детьми образовательных областей программы на высоком и среднем уровне, значительный рост показателей социально-личностного развития детей,  познавательных интересов: дети с удовольствием участвуют в проведении опытов, экспериментов, игр, наблюдений, проявляют большой интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют вместе со взрослыми и самостоятельно в доступных им природоохранных мероприятиях.

         Полученные в процессе моей работы педагогический опыт и положительные результаты экологического образования и воспитания  дошкольников, приводят к мысли: если я научила ребят замечать и оберегать ползающего муравья, радоваться распускающейся черемухе, наблюдать за полетом ласточки, и тем самым пробудила их интерес к огромному миру природы, то можно считать поставленную задачу выполненной. И я уверена, что мои малыши, когда вырастут, будут любить свой край и бережно, с любовью относиться к его природным объектам.

 

               

                        Список использованных источников:

 

1. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста:    

Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004. - 320с.
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002 г., 336 с.
3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. - М.: Мозаика — Синтез, 1999. - 224с.
4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. – 2009.

5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: 2005.
6. Зверев Н.А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.
7. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. и др. Образовательная область «Познание». ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.

 

 

 

 


Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Архив записей

Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz