Муниципальное
казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного
вида №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области.
Педагогический
опыт по экологическому воспитанию
на
тему:
«Ознакомление
детей с природой родного края». Воспитатель: Нестерова Е.Е.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Введение (актуальность темы)
……………………………………стр. 1-2
2.
Основная часть (краткое изложение опыта
работы)……………..стр. 2-5
3.
Заключение
…………………………………………………………стр. 5-6
4.
Список использованных
источников…………………………… ..стр. 7
Выбор темы по экологическому воспитанию был не случаен. Экологическое
состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от живущих ныне
людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и
в России – свои в каждом регионе, в особенности, в нашем промышленном крае –
Южном Урале. Не понаслышке все мы знаем о
прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют
различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются
недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью
выхлопных газов и промышленных выбросов.
Экологические проблемы и
необходимость их преодоления породили новое направление в образовании –
экологическое: всем необходимо понимать,
как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют
закономерности, и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Дошкольное детство
– начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в
окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к
"рукотворному миру", к себе и к окружающим людям, формируются основы
экологической культуры. Основным содержанием экологического воспитания и
образования является формирование осознанно- правильного отношения к природным
явлениям и объектам, которые окружают ребенка, и с которыми он знакомится в
дошкольном детстве.
Осознанно-правильное
отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы,
эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития
отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных
зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о
взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения
ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении
животных и состоянии растений,
правильную их оценку и адекватное на них реагирование.
Удивительный
мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов, тысячами разных
загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться,
задуматься. Окружающая нас природа – это комплекс безграничных возможностей для
познавательного, социально-коммуникативного, физического развития детей: она
даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение
сравнивать, сопоставлять, анализировать, выявлять закономерности, делать
выводы. Многое даёт природа для развития
речи детей. Чем больше видел и понял
ребёнок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками,
легче входит в контакт со взрослыми. А умение излагать свои мысли, в
последствии, становится одним из решающих факторов успеха и достижений ребёнка
в школе и во взрослой жизни.
В процессе организованной
образовательной деятельности по формированию основ экологической культуры и безопасного
поведения в природе, представлений об окружающем мире природы, ознакомлению
детей с природой родного края, на
экскурсиях и туристических прогулках за пределы детского сада, я заметила, что
дети испытывают интерес к данной теме, им нравится наблюдать, рассматривать и
исследовать живые и неживые объекты, проводить опыты и эксперименты,
устанавливать причинно-следственные связи. Исследовательская работа помогает
развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, творчество, умение
мыслить логически. Меня это очень заинтересовало и увлекло.
И мне хотелось бы поделиться опытом
работы нашего детского сада по ознакомлению детей с природой родного края,
правилами безопасного существования и взаимодействия человека с природой,
возможными негативными последствиями неразумного воздействия человека на
природу.
Цель данной работы – формирование у детей предпосылок экологического сознания,
приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего его
мира природы: научить ребенка понимать, как вести себя в мире природы, правильно
использовать природные ресурсы, не нанося вреда экологии нашего края, показать
ему, что сам человек является частью природы.
В своей работе я опираюсь на основную
общеобразовательную программу МКДОУ, разработанную на основе примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
Н.Е. Веракса, парциальные программы С.Н. Николаевой «Юный эколог», «Наш дом –
Южный Урал» Е.С. Бабуновой. Содержание образования
предлагаемых программ, реализуемое на основе интеграции образовательных
областей, ориентировано на постоянное и
систематическое взаимодействие детей с живой и неживой природой, что позволяет эффективно
их использовать в экологическом образовании дошкольников.
Приступая к ознакомлению детей с
природой родного края, я ставила перед собой следующие задачи:
1) Сформировать представления о природе
естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе культурной,
созданной и поддерживаемой трудом человека.
2) Дать понимание того, что любой объект живой
природы существует только до тех пор, пока для этого есть необходимые условия,
нарушение которых ведёт к его гибели и исчезновению.
3) Показать, как человек использует культурную природу
(выращивает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы,
разбивает парки и т.д.)
4) Продемонстрировать, как человек
пользуется дарами дикой природы
(собирает
грибы и ягоды, охотится на диких животных, наслаждается красотой природы) и
вызвать бережное и заботливое отношение к природе.
5) Сформировать представление о том,
что в природе всё взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг
другу, и друг без друга просто не могут существовать.
6) Развитие гуманного отношения к
природе, основанного на восприятии его как живого и эстетически прекрасного
целого.
В группе создана необходимую
развивающую предметную среду, в том числе, условия для самостоятельной и
совместной деятельности детей, когда в течение дня ребёнок вовлекается в
различные виды деятельности (наблюдения в группе и на прогулке, игры, чтение и
обсуждение литературы, опыты и эксперименты, рисование, лепка и т.д.). У нас
имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания,
полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия
для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания, природный материал,
который дети собирают на прогулках и экскурсиях, для изготовления поделок, подборка
энциклопедий и книг. Даже стены в группе я использую для наглядных пособий. На
одной из стен изображены явления природы. Есть у нас ещё дерево-макет (яблоня),
с помощью него дети запоминают птиц, которые на него «прилетают», а так же
наблюдают на нем сезонные изменения.
Разработана так же система
организованных занятий (НОД), экскурсий,
туристических прогулок. Работа ведётся непрерывно с сентября по август.
Программный материал старалась распределить по сезонам, чтобы иметь возможность
изучать тот или иной объект в естественных условиях. Материал дается от простого, знакомого и
понятного детям, к более сложному. На занятиях дети знакомятся как с живой
природой: дикими и домашними животными и птицами, растениями, рыбами,
насекомыми, грибами, так и с неживой: почвой, водой, воздухом. Дети учатся
различать живые объекты природы от не живых. Знакомятся с образом жизни
животных: местом обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают
корм, знают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между способом
передвижения и характером конечностей, сезонными изменениями и приспособлениями
животных и растений.
Наблюдения за погодой, рассматривание
деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц,
насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются видением календаря, в
котором ежедневно фиксируется день недели и погода, состояние растений и
животных, участка. Фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под
непосредственным моим контролем, вначале показываю, обучаю, а затем помогаю и
контролирую самостоятельные действия детей. Работа с календарём развивает
наглядно- образное и схематическое мышление детей.
Большую роль в работе я отвела «уголку
природы». Главная особенность «уголка» – его непосредственная близость к детям,
что позволяет организовать различную деятельность на протяжении всего учебного
года. Наблюдение в уголке природы
ведутся за комнатными растениями на
основе различных сравнений. На каждом
растении имеется табличка с условными обозначениями. Дети узнают об условиях,
которые необходимы растениям и помогают
ухаживать за ними. Внимание детей обращается на то, что растениям для роста
нужны свет, вода, земля и тепло.
При знакомстве с животными использую
макеты с изображением их среды обитания: домашние животные, дикие животные
нашего края, животные Африки, животные Севера.
Особое внимание и заботу мы с детьми уделяем
организации зимней подкормки птиц. Кормушки у нас самой различной конструкции,
все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются
на участках, в городском парке. С детьми
летом и осенью заготавливаем корм для птиц из семян растений и деревьев, круп, хлебных
крошек и т.д.. Зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о
зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время, показать необходимость
зимней подкормки, подвести к пониманию того, что человек, подкармливая птиц
зимой, спасает их от гибели.
Много внимания, я уделяю знакомству
детей с неживой природой: землёй, песком, глиной, водой, воздухом и т.д. Дети
знакомятся с таким явлением, как ветер, причинами и условиями его
возникновения. На участке при помощи не хитрого приспособления они учатся
определять его направление и силу. На опытах дети получили возможность
познакомиться с воздухом, учились превращать воду в твердое и жидкое состояние.
Для проведения опытов имеется «лаборатория» с необходимым оборудованием:
стеклянные и пластмассовые сосуды, мензурки, воронки, весы, пипетки, формочки и
т.п.
На территории детского сада организован
цветник и огород, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями,
учатся за ними ухаживать, получают первые навыки и знания. Трудовая
деятельность всегда содержит элементы игры, подражание жизни взрослых. Труд в
природе традиционно считается неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с
окружающим миром, а в последние годы, и
экологического образования. В процессе труда в природе ребенок подчиняет свою
деятельность, свои желания определенным общественными мотивами, учится понимать,
что его труд принесет пользу людям, сохранит жизнь животных и растений.
Знания и практические советы дети
получают во время экскурсий и прогулок на территории детского сада и за его
пределами, организованы так называемые «экологические тропинки». Можно выделить два основных типа
экологических тропинок: а) на территории д/с; б) в природных (лес, парк, пруд,
река и т.д.) условиях. Основные критерии
выбора маршрута и объектов троп – включение в нее как можно большего
количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их
доступность для дошкольников. В качестве объектов выбираются различные виды как
дикорастущих, так и культурных растений (деревьев кустарников, трав, мхи,
грибы, старые пни, муравейники, гнезда птиц и т.д.). Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с
природой и одновременно для их
оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаем много раз,
особенно в разные сезоны года. На тропинках проводятся наблюдения, игры,
театральные занятия. Очень важно помнить об интегрированном подходе: полученные
занятия на тропинках дети используют на занятиях музыкой, в изобразительной,
театральной деятельности, в подвижных играх.
Для более углубленного изучения деревьев
родного края мною был проведен проект «Деревья осенью», проект проводился с
сентября месяца до середины декабря. Дети могли наблюдать изменения кроны
деревьев от зеленой к желтой (осенью) и опадение листьев (в начале зимы). В
ходе проекта сформированы устойчивые знания и представления детей о лиственных
и хвойных деревьях, навыки бережного отношения к деревьям как к объектам
природы. Дети научились пользоваться простейшими способами обследования
деревьев. Сформировалось умение получать сведения о растениях путем проведения
опытов. Повысился познавательный интерес
к природе (дети самостоятельно замечают изменения осенью в природе) и желание
отражать полученные знания и представления в художественном творчестве (лепке, рисовании,
аппликации).
Уровень экологического развития детей
во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому
немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей
среды, приобщение и вовлечение их в
совместную с детьми деятельность, кружковую работу. С этой целью я оформляла
соответствующие стенды, проводила консультации, совместные экскурсии и
праздники, педагогические проекты, заседания «юных экологов». В результате
целенаправленной работы, родители стали очень активно помогать мне, они отзываются на любые мои
просьбы и с интересом участвуют во всех мероприятиях. Так, например, папы
принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми
развешиваем в зимний период на территории детского сада и в парке. А мамы активно
участвовали в выставке «Урожайная корзина», «Мое дерево», «Елочка- красавица». Родители
вместе с детьми активно участвуют в
весенне–осенних работах на цветнике и огороде, в сборе и составлении гербариев
листьев деревьев, лекарственных трав и оказывают помощь в изготовлении пособий
и атрибутов, помогают проводить праздники, развлечения, экскурсии и прогулки.
Таким образом, в процессе формирования у
детей системы знаний и представлений об особенностях приспособления разных
видов к среде обитания, приобщения их к природоохранной деятельности (подкормка
птиц, высаживание растений, уход за комнатными растениями в уголке природы и
т.д.), проведения праздников, утренников, игр экологический направленности и
привлечения к этой работе родителей, осуществляется экологическое образование и воспитание
ребенка, развитие его активного
ответственного отношения к природе. И это видно по результатам диагностики. К
концу года отмечается полное усвоение детьми образовательных областей программы
на высоком и среднем уровне, значительный рост показателей
социально-личностного развития детей, познавательных интересов: дети с удовольствием
участвуют в проведении опытов, экспериментов, игр, наблюдений, проявляют
большой интерес к природоохранной деятельности человека, участвуют вместе со
взрослыми и самостоятельно в доступных им природоохранных мероприятиях.
Полученные в процессе моей работы
педагогический опыт и положительные результаты экологического образования и воспитания
дошкольников, приводят к мысли: если я
научила ребят замечать и оберегать ползающего муравья, радоваться
распускающейся черемухе, наблюдать за полетом ласточки, и тем самым пробудила их
интерес к огромному миру природы, то можно считать поставленную задачу выполненной.
И я уверена, что мои малыши, когда вырастут, будут любить свой край и бережно,
с любовью относиться к его природным объектам.
Список использованных
источников:
1.
Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного возраста:
Методическое
пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. - М.: АРКТИ, 2004. -
320с. 2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия»,
2002 г., 336 с. 3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском
саду. - М.: Мозаика — Синтез, 1999. - 224с. 4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду//Первое сентября. – 2009.
5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников. М.: 2005. 6. Зверев Н.А. Экологическое образование и
воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии.
М.: Перемена, 1996.
7. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. и
др. Образовательная область «Познание». ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,
2012.
|