Многие
родители за каждодневными заботами не придают значения тому, что ребенок
постоянно возбудим, быстро утомляется, часто капризничает, считая, что он
просто избалован. По настоящему они начинают беспокоиться, когда педагоги в
детском саду обращают внимание на то, что ребенок не усваивает программу
детского сада: не активен на занятии, легко отвлекается, не удерживает
внимание, мешает другим. Также проявляется отставание в развитии речи. Ребенка
направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), на которой
специалисты обследуют ребенка и выносят «вердикт» - задержка психического
развития.
Причины задержки психического развития многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы,
воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях
внутриутробного и постнатального периода). С другой стороны – это могут быть
неблагоприятные микросоциальные условия, которые, как дополнительный фактор,
усугубляют состояние ребенка. Дети с задержкой психического развития – это многочисленная и разнородная по
своему составу категория. Определенная группа детей имеет негрубые нарушения со
стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического поражения. У другой группы
детей с задержкой психического развития возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Еще одной причиной
отставания могут стать соматическая ослабленность и наличие хронического
заболевания. Независимо от причины задержки психического развития - все эти дети нуждаются в своевременной
коррекционной помощи.
Основной
целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях
дошкольного учреждения является формирование психического базиса для
полноценного развития личности ребенка: формирование «предпосылок» мышления,
памяти, внимания, восприятия, развитие зрительных, слуховых и двигательных
функций, познавательной активности каждого ребенка.
Направления
работы:
·
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование
познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и т.д.
Определение индивидуального маршрута
развития;
·
Воспитание устойчивой положительной мотивации в различных видах
деятельности;
·
Формирование ведущих видов деятельности;
·
Обеспечение полноценного психологического развития: оздоровление
организма, коррекция двигательной сферы, развитие общей, мелкой и
артикуляционной моторики; формирование эталонных представлений (цвет, форма,
величина); развитие мышления и речи, памяти и внимания; развитие умственных и
творческих способностей;
·
Развитие речи;
·
Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере: формирование
умения регулировать свое поведение, умение подчиняться правилам игры, режимным моментам
и т.д.;
·
Формирование коммуникативной деятельности: умение находить и
поддерживать контакты с детьми и сверстниками.
Литература,
рекомендуемая для родителей:
1. Кондратьева
С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития. –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
2. Борякова
Н.Ю.Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического
развития. – М:Гном-Пресс, 1999.
3. Зорин
К.В. Почему страдают дети. – М:Русский Хронограф, 2009.
4. Родители
– в ответе за воспитание детей / под ред. Л.М.Шипициной. – СПб: ИСПиП,2002.
Нам очень важно Ваше мнение.
Пожалуйста загляните в нашу Гостевую книгу Форум
Оставите Ваш отзыв, пожелание или замечание, задайте интересующий Вас вопрос.