Саморегуляция ПОНЯТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ: Место и роль саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности. Саморегуляция целенаправленной активности выступает как наиболее общая и существенная функция целостной психики человека, в процессах саморегуляции и реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п. Исследование саморегуляции у детей с замедленным психологическим развитием связано с решением одной из фундаментальной проблем специальной психологии и педагогики - развитием способности к регуляции собственного поведения, к преодолению трудностей в различных видах деятельности, то есть с раскрытием психологических условий формирования ребенка как активного субъекта собственной деятельности и поведения. В онтогенезе способность к саморегуляции у нормально развивающихся детей формируется к началу школьного обучения. Учебная деятельность требует наличия у ребенка определенного уровня развития произвольности поведения, проявляющегося в умении следовать указаниям взрослого, самостоятельно работать по образцу, контролировать свои действия и поступки.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ: В основе всякого воспитания и обучения лежит не только процесс формирования новых связей, но также процесс их видоизменения, уточнения. Исследования нервной высшей деятельности у детей с замедленным психологическим развитием показали, что дифференцировки (условные связи) вырабатываются у них с большим трудом, редко достигают достаточной тонкости и отличаются малой стойкостью, т.е. легко угасают. Большую роль в формировании саморегуляции как общей способности у учению играет природный фактор, в данном случае - особенности свойств нервной системы. Дети с замедленным психологическим развитием не всегда правильно понимают инструкцию, не помнят, как операции и в какой последовательности следует произвести; легко отвлекаются от задания, теряют цель деятельности. Особенно затрудняет таких детей планирование собственной деятельности и контролирование себя в процессе работы. ВЫВОД: Для дошкольного возраста суть формирования саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения состоит в преодолении зависимости ребенка от воспринимаемой, наглядной ситуации. Осознание собственных действий, преодоление непосредственного ситуативного поведения и составляют основу овладения собой в дошкольном возрасте.
Нам очень важно Ваше мнение. Пожалуйста загляните в нашу Гостевую книгу Форум Оставите Ваш отзыв, пожелание или замечание, задайте интересующий Вас вопрос.
|