В качестве приоритетных задач
работы по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста выделяют следующие:
— создание условий для
ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами
предметов;
— формирование умений
выделить цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать
однородные предметы по нескольким сенсорным признакам;
— совершенствование
навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине,
форме, пне ту;
— обогащение чувственного опыта детей и умение
фиксировать его в речи. Основной метод сенсорного
воспитания —
обследование, в процессе которого дети учатся различать такие свойства предметов
и явлений как величина, форма, пространственные отношения, цвет и т.д.
Знакомясь с основными
свойствами и их словесными обозначениями, ребенок начинает легче
ориентироваться в окружающем мире, помогаю четям правильно
анализировать различные
формы предметов, их цвет и воспроизводить полученные знания и умения затем в
рисунках, поделках и т.д.
Основные
задачи:
— формировать
первоначальные представления об эталонах цвета;
— развивать зрительную, перцептивную
ориентировку при восприятии цвела:
— стимулировать зри
тельную поисковую деятельность детей на обобщающее пони тис «цвет»;
— упражнять в применении
обобщающего понятия «цвет» В практической деятельности;
— знакомить детей с
предмета ми окружающего мира, имеющими постоянный признак цвета, учить
ориентироваться. На этот признак при узнавании предмета.
Восприятие тесно связано
с речью. При недостаточном развитии у дошкольников способности воспринимать
окружающий мир их представления о предметах неполны, фрагментарны, отличаются
сниженной степенью обобщенности. Все это приводит к обеднению словарного
запаса.
Важными средствами
сенсорного воспитания являются дидактические игры и упражнения, такие как: «Спрячь мышку от кошки», «Сложи картинку»,
«Найди подходящую заплатку» и т.д. (см. приложение I). По содержанию эти игры весьма разнообразны,
направлены на совершенствование представлений о величине, форме и цвете. Они
включают занимательные умственные залами в сочетании с активными действиями
по использованию эталонов цвета. Цветовой материал подбирается с учетом
доступности для активного восприятия малышей и его обследовании.
При подведении итогов
игры внимание детей акцентируется на их успехах, например, у одного следует
отметить быстроту реакции (на цвет, форму), у другого безошибочность действии
при восприятии цвета (формы, пели чины),
третьего тщательность, и
аккуратность в процессе работы и т.д.
Ценность этих игр и
упражнений не только в том, что дети познают свойства: цвет, форму, величину,
— но и в том, что, благодаря заложенному в играх элементу самоконтроля, они
позволяют организовать более или менее самостоятельную деятельность маленьких
детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им. Накопление
сенсорного опыта детей происходит и на систематических занятиях.
Дидактические игры
Игра «Спаси мышку»
Цели: продолжать обучать детей
различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой
(приложение, наложение); учить ориентироваться на цвет как на значимый
признак; упражнять» выделении заданного цвета из нескольких, закреплять умение
правильно называть красный, синий, желтый и зеленый цвета
Материал: плоскостные домики-норки красною, синего,
зеленого, желтою, черною, белого цветов из картона е изображением мышки;
картонные прямоугольник и «л пери» аналогичных цветов.
* * *
Детям раздаются домики с
изображением мышки, у педагога «двери»
разных цветов вперемешку.
Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать
«дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти.
Игра «Сложи картинку»
Цели: упражнять детей в составлении целого предмета
из его частей с опорой па цвет; учить анализировать элементарную контурную
схему; развивать пространственное мышление, воспитывать волю, усидчивость,
целеустремленность.
Материал: карточки с аппликацией гусеницы, цыпленка, домика,
вагона, триба, снеговика. Детали изображений лих предметов таких же цветов.
*
* *
Дети рассматривают
картинку и, ориентируясь на цвет, составляют такое же изображение из
предложенных деталей.
Игра «Чудо-паровоз»
Цели: учить детей конструировать с учетом цвета
(выделять и называть основные цвета: желтый, синий, красный, зеленый, а также
черный и белый); выделять и называть части паровоза: колеса, вагоны;
продолжать развивать мелкую моторику.
Материал: плоскостные изображения паровоза и вагонов красного,
синего, желтого, зеленого, черного, белого цветов; пробки от пластиковых
бутылок таких же цветов (по 2 шт. каждого цвета).
* * *
Предложить детям помочь
паровозику — починить его (подарить ему новые колеса). Варианты выполнения
задания:
1) подобрать колеса такого же цвета, как цвет
паровоза и вагонов;
2) подобрать колеса контрастного цвета (по просьбе
взрослого);
3) подобрать колеса
такого цвета, какого хочет ребенок, но попросить его назвать цвет вагонов,
паровоза и колес.
Игра «Бабочка»
Цели: продолжать обучать детей различению цветов,
подбору одинаковых цветов па глаз с последующей проверкой (приложение,
наложение); учить
ориентироваться па цвет как на значимый признак; закреплять
умение правильно называть красный, синий, желтый и зеленые
цвета.
Материал: плоскостное изображение бабочки с крыльями
основных цветов; пробки от пластиковых бутылок таких же цветов (но 3 шт. на
каждое крылышко).
*
* *
Предложить детям сделать
бабочку красивой (подобрать узор). Варианты выполнения:
1) подобрать узор такого же цвета, как цвет
крылышка ба бочки;
2) подобрать узор контрастного цвета (по просьбе
взрослого).
3) подобрать узор любого цвета, но попросить
ребенка назвать цвет узора и крылышка.
Игра «Найди цветок для бабочки»
Цели: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность
или неоднородность при наложении и приложении;
обогащать речь словосочетаниями:
«одинакового цвета», «такого же цвета».
Материей: четыре цветка, выполненных из картона (красный,
синий, желтый, зеленый); четыре плоскостные фигурки бабочек такой же окраски,
как цветы.
Предложить детям помочь
бабочкам найти свои цветы - посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их
не видно было и никто не смог их поймать. В конце работы дети называют цвет бабочек и цветков.
Игра «Водопой»
Цели: »а крепить умение выбирать объекты двух заданных
сенсорных свойств: формы и пеан чипы; продолжать формировать умение выбирать
форму, ориентируясь на слово, и по возможности называть ее, знать, находить
по слону и называть домашних животных.
Материал: игрушечные домашние животные: корона, собака,
кошка, лошадь, свинья, их детеныши; набор поилок (квадратные, круглые,
треугольные, прямоугольные); игрушечный кувшинчик.
* * *
Предложить ребенку
налить в поилки воду и напоить животных. Выполнять задание по словесному
указанию педагога: «Налей воды в большую круглую поилку. Пригласи корону с теленком
к поилке» и т.д.
Игра «На лыжне»
Цели: учить сопоставлять предметы по двум существенным
признакам: цвету и величине; знать и обозначать словом три величины:
«длинные», «покороче», «короткие» (лыжи пли лыжные палочки); выбирать лыжи
определенной длины по просьбе взрослого; подбирать к лыжам лыжные палки такой
же длины (длинные, покороче, короткие); знать, называть существительные
«лыжи», «лыжные палки», глагол множественною числа «катаются».
Материал: картина с изображением членов семьи на лыжах;
плоскостное изображение лыжных палочек разной величины и цвета.
* * *
Предложить ребенку
раздать лыжные палочки всем членам семьи, изображенным на картинке. Назвать
величину лыж и лыжных палок папиных,
маминых и ребенка.
Игра «Найди друга»
Цели: продолжать обучать детей выбору цвета по
образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.
Материал: флажки четырех цветов: красного, зеленого, синего,
желтого; бубен.
Педагог раздает детям по
од ному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем
останавливаются и ищут каждый свою пару: того, у которого флажок такого же
цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют, например: «У нас
флажки красные». В ходе игры педагог меняет флажки.
Игра «Фигура — заплатка»
Цели: упражнять детей в различении и сравнении фигур
по цвету и форме, нахождении тождества и в выборе фигур соответствующей
формы нескольких; формировать внимание,
сосредоточенность, речь.
Материал: карточка с контурным изображением геометрических
фигур: круга, квадрат, треугольника, овала, прямоугольника; наборы геометрических фигур красного, синего,
желтою, зеленого, черною, белого цветов соответствующей формы.
* * *
Рассмотреть карточку с
геометрическими фигурами, назвать их форму. Отобрать необходимые фигуры среди
множества разноцветных. Объяснить свои действия.
Игра «Помоги лесным жителям найти свой дом»
Цели: учить соотносить
геометрические фигуры, называть их форму (круг, квадрат, треугольник); знать и
называть диких животных и их дома.
Материал: плоскостные
изображения диких животных с ошейниками в виде геометрических фигур (круга,
квадрата, треугольника); картина с изображением домов диких животных: норы,
берлоги, дупла в виде круга, квадрата, треугольника.
* * *
Предложить детям
вспомнить и сказать, как называется дом каждого из пришедших в гости к ним
диких животных. Предложить найти дома животных с различным геометрическим
входом в них, используя подсказку: на шее у животных ошейники с такими же
геометрическими фигурами, как и вход в их дом.
Нам очень важно Ваше мнение.
Пожалуйста загляните в нашу Гостевую книгу Форум
Оставите Ваш отзыв, пожелание или замечание, задайте интересующий Вас вопрос.