Воскресенье
19.05.2024
20:03
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области
Главная Регистрация Вход
Сенсорное воспитание в младшей группе »
Меню

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 153

Сенсорное воспитание в младшей группе

В качестве приоритетных задач работы по сенсорному воспитанию детей дошкольно­го возраста выделяют следую­щие:

— создание условий для озна­комления детей с цветом, фор­мой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;

— формирование умений выде­лить цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сен­сорным признакам;

— совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, пне ту;

— обогащение чувственного опы­та детей и умение фиксиро­вать его в речи. Основной метод сенсорного

воспитания — обследование, в процессе которого дети учатся различать такие свойства пред­метов и явлений как величина, форма, пространственные отно­шения, цвет и т.д.

Знакомясь с основными свойствами и их словесными обозна­чениями, ребенок начинает легче ориентироваться в окружающем мире, помогаю четям правильно

анализировать различные формы предметов, их цвет и вос­производить полученные знания и умения затем в рисунках, по­делках и т.д.

  Основные задачи:

— формировать первоначальные представления об эталонах цвета;

—  развивать зрительную, перцеп­тивную ориентировку при восприятии цвела:

— стимулировать зри тельную поисковую деятельность де­тей на обобщающее пони тис «цвет»;

— упражнять в применении обобщающего понятия «цвет» В практической деятельности;

— знакомить детей с предмета ми окружающего мира, имею­щими постоянный признак цвета, учить ориентироваться. На этот признак при узнавании предмета.

Восприятие тесно связано с речью. При недостаточном разви­тии у дошкольников способнос­ти воспринимать окружающий мир их представления о предме­тах неполны, фрагментарны, от­личаются сниженной степенью обобщенности. Все это приводит к обеднению словарного запаса.

Важными средства­ми сенсорного воспитания яв­ляются дидактические игры и упражнения, такие как: «Спрячь мышку от кошки», «Сложи кар­тинку», «Найди подходящую заплатку» и т.д. (см. приложе­ние I). По содержанию эти игры весьма разнообразны, направле­ны на совершенствование пред­ставлений о величине, форме и цвете. Они включают занима­тельные умственные залами в сочетании с активными дей­ствиями по использованию эта­лонов цвета. Цветовой материал подбирается с учетом доступности для активного восприятия малышей и его обследовании.

При подведении итогов игры внимание детей акцентируется на их успехах, например, у одного следует отметить быстроту реак­ции (на цвет, форму), у другого безошибочность действии при восприятии цвета (формы, пели чины),  третьего      тщательность, и аккуратность в процессе работы и т.д.

Ценность этих игр и упраж­нений не только в том, что дети познают свойства: цвет, форму, величину, — но и в том, что, бла­годаря заложенному в играх элементу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им. Накопление сенсорного опыта детей происходит и на систематических занятиях.

Дидактические игры

Игра «Спаси мышку»

Цели: продолжать обучать де­тей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (при­ложение, наложение); учить ори­ентироваться на цвет как на значимый признак; упражнять» выделении заданного цвета из нескольких, закреплять умение правильно называть красный, синий, желтый и зеленый цвета

Материал: плоскостные домики-норки красною, синего, зеленого, желтою, черною, белого цветов из картона е изобра­жением мышки; картонные пря­моугольник и «л пери» аналогич­ных цветов.

* * *

Детям раздаются домики с изображением мышки, у педаго­га «двери»  разных   цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти.

Игра «Сложи картинку»

Цели: упражнять детей в со­ставлении целого предмета из его частей с опорой па цвет; учить анализировать элементар­ную контурную схему; развивать пространственное мышление, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

Материал: карточки с аппли­кацией гусеницы, цыпленка, до­мика, вагона, триба, снеговика. Детали изображений лих пред­метов таких же цветов.

                                                                      * * *

Дети рассматривают картин­ку и, ориентируясь на цвет, со­ставляют такое же изображение из предложенных деталей.

Игра «Чудо-паровоз»

Цели: учить детей конструи­ровать с учетом цвета (выделять и называть основные цвета: желтый, синий, красный, зеленый, а также черный и белый); выде­лять и называть части паровоза: колеса, вагоны; продолжать раз­вивать мелкую моторику.

Материал: плоскостные изоб­ражения паровоза и вагонов красного, синего, желтого, зеле­ного, черного, белого цветов; пробки от пластиковых бутылок таких же цветов (по 2 шт. каждого цвета).

                                                                                         * * *

Предложить детям помочь паровозику — починить его (по­дарить ему новые колеса). Вари­анты выполнения задания:

1)  подобрать колеса такого же цвета, как цвет паровоза и вагонов;

2)  подобрать колеса контрастного цвета (по просьбе взрослого);

3)   подобрать колеса  такого цвета, какого хочет ребенок, но попросить его назвать цвет вагонов, паровоза и колес.

 

Игра «Бабочка»

Цели: продолжать обучать де­тей различению цветов, подбору одинаковых  цветов па  глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); учить

ориентироваться  па цвет как на значимый признак; закреплять умение    правильно    называть красный, синий, желтый и зеленые цвета.

Материал: плоскостное изоб­ражение бабочки с крыльями основных цветов; пробки от пластиковых бутылок таких же цветов (но 3 шт. на каждое кры­лышко).

                                                                                                  * * *

Предложить детям сделать бабочку красивой (подобрать узор). Варианты выполнения:

1)  подобрать узор такого же цвета, как цвет крылышка ба бочки;

2)  подобрать узор контрастно­го цвета (по просьбе взрослого).

          3) подобрать узор любого цвета, но попросить ребенка назвать цвет узора и крылыш­ка.

 

 Игра «Найди цветок для бабочки»

Цели: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении; обогащать  речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета».

Материей: четыре цветка, вы­полненных из картона (красный, синий, желтый, зеленый); четыре плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы.

Предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы - посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не вид­но было и никто не смог их поймать. В конце работы дети называют  цвет бабочек и цветков.

 

Игра «Водопой»

Цели: »а крепить умение выби­рать объекты двух заданных сенсорных свойств: формы и пеан чипы; продолжать формировать умение выбирать форму, ориен­тируясь на слово, и по возмож­ности называть ее, знать, находить по слону и называть до­машних животных.

Материал: игрушечные до­машние животные: корона, соба­ка, кошка, лошадь, свинья, их де­теныши; набор поилок (квадратные, круглые, треугольные, пря­моугольные); игрушечный кув­шинчик.

*  *  *

Предложить ребенку налить в поилки воду и напоить живот­ных. Выполнять задание по словесному указанию педагога: «Налей воды в большую круглую поилку. Пригласи корону с те­ленком к поилке» и т.д.

 

 Игра «На лыжне»

Цели: учить сопоставлять предметы по двум существен­ным признакам: цвету и величи­не; знать и обозначать словом три величины: «длинные», «по­короче», «короткие» (лыжи пли лыжные палочки); выбирать лыжи определенной длины по просьбе взрослого; подбирать к лыжам лыжные палки такой же длины (длинные, покороче, ко­роткие); знать, называть суще­ствительные «лыжи», «лыжные палки», глагол множественною числа «катаются».

Материал: картина с изобра­жением членов семьи на лыжах; плоскостное изображение лыж­ных палочек разной величины и цвета.

*  *  *

Предложить ребенку раздать лыжные палочки всем членам семьи, изображенным на картинке. Назвать величину лыж  и лыжных палок папиных, мами­ных и ребенка.

 

 Игра «Найди друга»

Цели: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.

Материал: флажки четырех цветов: красного, зеленого, сине­го, желтого; бубен.

Педагог раздает детям по од ному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару: того, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточ­няют, например: «У нас флажки красные». В ходе игры педагог меняет флажки.

 

Игра «Фигура заплатка»

Цели: упражнять детей в раз­личении и сравнении фигур по цвету и форме, нахождении тож­дества и в выборе фигур соот­ветствующей формы  несколь­ких; формировать внимание, сосредоточенность, речь.

Материал: карточка с контур­ным изображением геометрических фигур: круга, квадрат, треугольника, овала, прямоугольника;  наборы геометрических фигур красного, синего, желтою, зеленого, черною, белого цветов соответствующей формы.

* * *

Рассмотреть карточку с геометрическими фигурами, назвать их форму. Отобрать необходимые фигуры среди множества разноцветных. Объяснить свои действия.

 

Игра «Помоги лесным жителям найти свой дом»

Цели: учить соотносить геометрические фигуры, называть их форму (круг, квадрат, треугольник); знать и называть диких животных и их дома.

Материал: плоскостные изображения диких животных с ошейниками в виде геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника); картина с изображением домов диких животных: норы, берлоги, дупла в виде круга, квадрата, треугольника.

                                                                                                                                                                                              * * *

Предложить детям вспомнить и сказать, как называется дом каждого из пришедших в гости к ним диких животных. Предложить найти дома животных с различным геометрическим входом в них, используя подсказку: на шее у животных ошейники с такими же геометрическими фигурами, как и вход в их дом.


Нам очень важно Ваше мнение.

Пожалуйста загляните в нашу Гостевую книгу Форум

Оставите Ваш отзыв, пожелание или замечание, задайте интересующий Вас вопрос.

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Архив записей

Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz