Каждая мама хочет, чтобы ее сын или дочь
развивались не хуже других детей, а желательно – лучше. Советов опытных
педагогов, статей в газетах и журналах на тему развития и воспитания ребенка
сегодня достаточно. Но вот где взять время на ежедневные занятия с
малышом? Масса домашних дел, без которых не обойтись хозяйке:
приготовление обедов и ужинов, походы по магазинам за продуктами, уборка,
стирка и прочее могут стать одновременно временем общения с ребенком. Выполнять
работу вместе интереснее и полезнее. И занятие, совмещенное с трудом по
хозяйству, малыш воспринимает не как скучный урок, а как забавную игру.
Например:Готовим вместе с мамой «Борщ с секретом».
1. Учим новые слова. Выкладывая из пакета
овощи, попросите ребенка называть их. Если малыш испытывает затруднения, мама
произносит название, а ребенок повторяет. Важно пояснять, в чем различие и
сходство между похожими овощами или фруктами, принесенными из магазина.
Обратите внимание сына или дочери на цвет, форму и величину, попросите
внимательно рассмотреть, понюхать и потрогать новый овощ или фрукт. Предложите
малышу самостоятельно выбрать овощи, необходимые для приготовления борща,
продумать и назвать последующие действия (помыть, почистить, порезать и т.
д.), достать нужные предметы (кастрюлю, солонку, разделочную доску и т.
д.).Таким образом, в процессе приготовления борща ребенок закрепляет названия
посуды, овощей, фруктов, бытовой техники и узнает новые слова-действия (варить,
жарить, тушить, тереть, чистить и т. д.) и слова-признаки (оранжевый,
фиолетовый, гладкий, шершавый, жесткий, овальный, продолговатый и т.
д.).Предложите ребенку самостоятельно придумать «новые» слова, соединяя два
слова в одно: кислый и сладкий – кисло-сладкий, желтый и зеленый – желто-зеленый,
сок выжимает – соковыжималка, кофе варит – кофеварка и т.д.
2. Развиваем память,
внимание и мышление. Попросите ребенка вспомнить все, что вы приобрели в магазине, затем назвать
только то, что пригодилось для борща и в каком порядке овощи закладывались в
кастрюлю. Какие действия выполняла мама, а какие малыш; что делали сначала, а
что потом. Попросите сына или дочь вспомнить другие, известные названия овощей
и фруктов, их цвет и форму. Устройте небольшое соревнование, называя по очереди
прилагательные: « Морковь, какая?» - вкусная, сочная, полезная и т.д. Вспомните
названия блюд, для приготовления которых необходима морковь, капуста, лук и
т.д. Вспомните (разучите) стихотворение или песенку, в которых встречаются
названия овощей(фруктов).Попросите малыша сравнить два овоща, назвать сходства
и различия. Поиграйте в игру «Четвертый лишний»: мама называет три овоща и один
фрукт (можно три фрукта и один овощ), просит ребенка сказать, что лишнее и
объяснить почему. Например: помидор, яблоко, капуста, перец; лимон, апельсин,
лук, груша.
3. Учимся строить
простые и сложные предложения. В процессе приготовления борща просите
ребенка рассказывать о том, что он делает, что делает мама (« Я мою морковку, а
мама чистит лук»). Спрашивайте, где находится необходимый предмет, где он был
раньше, следите за тем, чтобы малыш отвечал предложением, а не отдельными
словами(«Что лежит на столе?». «На столе лежат лук и морковь». «Откуда ты
достал лук?». «Я достал лук из холодильника»). Обращайте внимание на правильное
употребление предлогов (овощи лежали в пакете; овощи достали из пакета, овощи
положили на стол и т. д.).
4. Учим детей
составлять рассказ, опираясь на проделанные действия. Попросите малыша
подробно рассказать о проделанной работе папе, бабушке, сестре или брату.
5. Закрепляем звуки. Попросите ребенка
вспомнить только те овощи(фрукты, посуду), в названии которых встречается
например звук «Р»: морковь, картофель, помидор и т.д. Мама называет овощи и
фрукты, а ребенок – первые звуки в этих словах: морковь – «м», помидор – «п»,
картофель – «к» и т.д.
6. Развиваем руки. Позволяйте ребенку в
процессе приготовления борща выполнять несложные действия с безопасными
предметами, при этом тренируя ловкость пальцев рук: мыть овощи и фрукты,
вытирать ложки и миски, перекладывать овощи и кусочки овощей.
7. Готовимся к школе. На овощах и фруктах можно
легко закреплять количественный счет, понятия дальше – ближе, больше - меньше,
справа - слева, тяжелее – легче; сравнивать группы предметов; придумывать и
решать задачки.
8. Повышаем
самооценку. Хвалите своего малыша за каждый правильный ответ и интересную версию (пусть
не совсем верную), не скупитесь на добрые и ласковые слова, расскажите всем
родственникам о его достижениях, поощряйте подробные отчеты сына или
дочери о новых открытиях перед другими членами семьи. В затруднительных
ситуациях незаметно помогите ребенку найти правильный ответ. Помните, что для
малыша это только игра. Главное, чтобы ребенок понял, что он значим для мамы и
общаться с взрослым интереснее, чем одному катать машины в своей комнате. Детям
зачастую трудно освоить новый вид деятельности, поэтому подбирайте задания, с
которыми они справятся самостоятельно или с небольшой подсказкой. Похвала мамы
поможет закрепить успех и повысить уверенность ребенка. Доброжелательный тон и
слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу в вашем доме и
сделают взаимодействие с ребенком более эффективным, желанным и радостным.
Чтобы повысить мотивацию малыша к общению с взрослым, можно на время поменяться
с ним ролями. Пусть ребенок объясняет маме, что и как нужно выполнять, ощущая
свою значимость и осознавая, что только посредством речи можно наладить контакт
с окружающими людьми.
Общайтесь и
играйте с ребенком всегда и везде, делитесь своим опытом и эмоциями, не
откладывайте на завтра то, чему можно научить сегодня. Помните о том, основы
межличностного общения дети познают дома, наблюдая за действиями родителей
и участвуя в повседневных семейных делах.
Нам очень важно Ваше мнение.
Пожалуйста загляните в нашу Гостевую книгу Форум
Оставите Ваш отзыв, пожелание или замечание, задайте интересующий Вас вопрос.