Развиваем мышление
В основе
коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии,
реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три
основные формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое
мышление. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального
мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи
с этим познавательный процесс реального мира приобретает специфический
характер. При этом надо помнить о том, что мышление развивается в осмысленных целенаправленных предметных действиях.
Совершая действия с реальными
предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия Он осознает
динамичность окружающей среды, а главное, познает возможность воздействовать на
динамику предмета по своему замыслу или в соответствии с теми задачами, которые
ставит перед ним взрослый. Такая ситуация непосредственного воздействия
ребенка на окружающие объекты создает благоприятные условия для соотношения
между наглядными и словесно-логическими формами мышления.
Важнейший этап в развитии мышления
связан с овладением ребенком речью. В процессе действий с предметами у ребенка
появляется побудительный мотив для собственных высказываний: фиксация
выполненного действия, рассуждения, умозаключений Словесное обобщение
собственных действий ведет к возникновению и совершенствованию полноценных
образов и оперированию ими в мыслительном плане. Именно на этой основе
формируются образы-представления, которые становятся более гибкими,
динамичными.
Использование разработанной системы
занятий по развитию мыслительной деятельности детей с отклонениями в развитии позволяет сформировать у них взаимосвязь между основными компонентами
познания: действием, словом и образом.
Многолетнее исследование показало
большую роль целенаправленных занятий по формированию мышления, их огромный
вклад в умственное воспитание ребенка с отклонениями в развитии
Систематическая коррекционная работа вызывает у детей интерес к окружающему,
ведет к самостоятельности их мышления, дети перестают ждать решения всех
вопросов от взрослого.
Целенаправленные занятия по
формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что
приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. А это меняет их отношение к
задаче, ведет к оценке собственных действий и разграничению правильных и
неправильных. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей
действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать
ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости.
Обучение, направленное на развитие
мышления, оказывает большое влияние и на речевое развитие ребенка: способствует
запоминанию слов, формированию основных функций речи (фиксирующей,
познавательной, планирующей). Важно то, что выработанное в процессе занятий
стремление фиксировать выделенные и осознанные закономерности в слове ведет к
активному поиску детьми способов словесного выражения, к использованию всех
имеющихся у них речевых возможностей.
Умственно
отсталый ребёнок быстро насыщается игрушками. Длительность его
действий обычно не превышает пятнадцати минут. Это свидетельствует об
отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный
новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.
Без специального обучения
игра у умственно отсталых не может занять ведущие место и следовательно,
оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна
служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального
ребёнка. Разделу «Игра» не случено, отведено центральное место в программе
воспитания и обучения умственно отсталых. Тем самым подчёркивается
первостепенное значение этой деятельности для обогащения детского
развития, коррекции и
компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребёнка,
подготовки к обучению к школе.
Известно, что игровая
деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При
всём том главенствующие значение отводится среди них сюжетно- ролевым играм.
Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры
как деятельности. Учитывая её особую значимость для детского развития,
программа делает особый акцент на поэтапное формирование у умственно отсталого
ребенка сложенного механизма сюжетно- ролевой игры.
Нам очень важно Ваше мнение. Пожалуйста загляните в нашу Гостевую книгу Форум Оставите Ваш отзыв, пожелание или замечание, задайте интересующий Вас вопрос.
|