Развитие любознательность у детей 3 - 4 года Есть у меня шестеро слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё узнаю от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде…
Зовут их: «Как и почему,
Кто, что, когда и где…»
Р. Киплинг
Какого ребенка мы называем
любознательным? В Толковом словаре С.И. Ожегова можно прочитать:
«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой
любознательности является познавательная, исследовательская активность детей,
удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума,
его интерес к знанию. Содержание детских
вопросов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их предметах, о далеких
планетах и космосе, о явлениях общественной жизни, о природе, происхождении
человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения,
смысле и значении отдельных слов и т. д.
На протяжении дошкольного
возраста детские вопросы изменяются по форме. Малышей 3-4 лет интересует
название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме: «Где?
Кто? Что? Какой? Когда?» Ответить на все вопросы маленького «почемучки», порой
не хватает сил. Но многие из них можно предвидеть, и помочь ребенку в познании
окружающего мира.
Для
неокрепшей психики 3-4-х летних детей появление представлений – огромная
нагрузка, воспринимать легче, чем представлять. Поэтому
•
Ходите с детьми на прогулки, на которых рассматривайте окружающие
предметы, наблюдайте за явлениями природы (листопад, как блестит лужа, капли
дождя на стекле и т.д.), побуждайте ребенка задавать вопросы, вопросы – это
«выходы» познавательной активности
(принимаете любые версии его ответов). Важно, чтобы дети хотели задавать
вопросы и умели это делать.
• Хорошо, если Вы предлагаете
ребенку познавательные сказки. Например, вышла однажды тучка погулять.
Посмотрела вниз, увидела желтую траву, деревья без листьев и заплакала. Так
пошел осенний дождик. (Вы можете придумывать такие сказки сами или использовать
уже готовые. Покупая книжки малышу, обратите внимание именно на познавательные
серии).
• Отгадывание загадок (важно, чтобы
загадки и развивали и веселили): отгадать воображаемый предмет, действие,
назначение предмета и т. д.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Кролик, заяц)
|
|
• Комментирование и разбор путаниц
(использовать книжки, придумывать словесные путаницы самим). Например, Вы
показываете малышу картинку, на которой собака сидит на дереве, а петух – в
будке: «Что здесь перепутано?»
• Рисовать с ребенком проблемные
ситуации. Например, Вы рисуете девочку, которая вышла погулять; рассказываете
об этом ребенку. Далее: «Светило солнышко, вдруг пошел дождь» (рассказ
сопровождаете рисунком).
Интересно,
когда капли дождя падали на землю, что происходило?» (Примеры ответов детей из
наших занятий: «Становилась грязь», «Лужи стали», «Выросли цветы», «Листочки
стали»). Второй вариант проблемной ситуации в этом примере: «Как помочь девочке
добраться сухой до дома?»
(Варианты
ответов – нарисовать зонтик, плащ с капюшоном и др.).
Нам очень важно Ваше мнение. Пожалуйста загляните в нашу Гостевую книгу Форум Оставите Ваш отзыв, пожелание или замечание, задайте интересующий Вас вопрос.
|