На заметку родителям
будущих первоклассников
Как часто приходится слышать от
учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают
причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и
математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только неразвита рука…
Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в
отчаяние: «Непонятно: чем больше строк исписывает в своей тетрадке сын, тем
хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов не соблюдает между
буквами, да и буквами не назовёшь те бесформенные каракули…»
Встаёт вопрос, в достаточной ли
мере развита рука ребёнка? Можно ли её готовить к школе лучше и основательнее?
Письмо первоклассника – это
продукция (плохая или хорошая) работы мелких мышц руки, руководимых мозгом.
Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения –
это не обязательно письмо. Рисование,
которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку,
самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная
гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений,
которые можно организовать в каждой семье. Развитый мозг ребёнка и неразвитая
рука «шестилетки» - это вполне закономерное
при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в
панику педагогов и родителей. Слабую руку ребёнка-дошкольника можно и
необходимо развить. Это первейшая забота родителей, которые готовят своих детей
к поступлению в школу.
Первоклассники в период освоения
грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно
держат ручку, при этом очень напряжены.
Петельки и крючки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим
неравномерный, буквы получаются разного размера, пишутся не на рабочей строке,
расстояние между буквами не выдерживается. Всё это говорит о том, что
графический навык у ребёнка вовремя не сформирован. Развитие этого навыка
зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук,
тренированности мышц, точности и координации психических процессов внимания,
зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогают
освоить каллиграфию способность к наблюдению, сравнению, к творческому
воображению, интерес ребёнка к работе, его усидчивость, аккуратность.
Подготовительную работу следует
начинать в три-четыре года. Упражнения на начальном этапе на первый взгляд
далеки от письменных, но приближают ребенка к успехам.
Приложите усилия, чтобы развить,
укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными.
Не надо вкладывать в неуклюжую и ещё слабую руку ребенка карандаш и мучиться
над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже
раздражение. Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес
к буквам, книгам.
Рисование, лепка, аппликация,
конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, выжигание, разные виды
ручного труда - вот эффективные пути подготовки руки ребенка к письму.
Успехов Вам в освоении письма!
Нам очень важно Ваше мнение. Пожалуйста загляните в нашу Гостевую книгу Форум Оставите Ваш отзыв, пожелание или замечание, задайте интересующий Вас вопрос.
|