Сенсорное
воспитание
Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой,
величиной, осязаемыми свойствами предметов; для восприятия музыкальных
инструментов, звучания родной речи.
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как
особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким
сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать навыки установления тождества и
различия предметов по величине, форме, цвету. Подсказывать детям название формы
(круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная). Обогащать чувственный опыт
детей и умение фиксировать его в речи. Продолжать показывать разные способы
обследования предметов. Совершенствовать восприятие детей, активно используя
все органы чувств.
Ребенок
и окружающий мир
Предметное окружение
Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего кружения (игрушки,
предметы домашнего обихода, транспорт), их назначением.
Помогать определять цвет, размер, форму, вес
(легкий, тяжелый) предметов; удаленность их от ребенка (далеко, близко,
высоко). Рассказывать о свойствах материалов: структуре поверхности (гладкая,
шероховатая, с узелками), прочности, твердости, мягкости.
Рассказывать о том, что одни предметы сделаны руками
человека (посуда, мебель и т.п.), другие предметы созданы природой (камень,
шишки).Учить способам обследования предметов, включая простейшее
экспериментирование (тонет - не тонет, рвется - не рвется). Учить группировать
и классифицировать хорошо знакомые предметы (посуда - мебель; чайная, столовая,
кухонная посуда).
Совершенствовать умение ориентироваться в помещении
и на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар,
понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
Явления общественной жизни
Семья. Беседовать с детьми о членах семьи, подчеркивать их заботу друг о
друге.
Детский сад. Продолжать учить ориентироваться в
помещении дошкольного учреждения. Напоминать имена и отчества некоторых
работников детского сада (музыкальный руководитель, медицинская сестра,
заведующая, старший воспитатель и др.). Учить здороваться с педагогами и
детьми, прощаться с ними. Вызывать желание поддерживать порядок в группе,
формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам.
Родная страна. Знать название города (поселка), в
котором дети живут. Побуждать их рассказывать о том, где они гуляли в выходные
дни (в парке, сквере, детском городке, на даче).
В дни праздников рассматривать красочное оформление
зала детского сада, воспитывать чувство сопричастности к жизни дошкольного
учреждения, страны.
Труд взрослых. Продолжать знакомить с трудом
взрослых (медицинская сестра, повар, воспитатель), обращать внимание на
трудовые действия и их результат. Учить беречь то, что сделано людьми.
Природное
окружение. Экологическое воспитание
Продолжать учить детей замечать состояние погоды (холодно, тепло, жарко,
идет дождь, дует ветер), знакомить с некоторыми характерными особенностями времен
года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы и т.п.).
Формировать элементарные представления о некоторых
растениях данной местности. Называть детям комнатные растения, имеющме ярко
выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов). Научить
различать и называть стебель, листья, цветок (травянистые растения); различать
по внешнему виду и вкусу овощи и фрукты (с учетом местных условий).
Продолжать знакомить с домашними животными и их
детенышами. Дать первоначальные представления о диких животных (живуг в лесу),
Называть отличительные особенности внешнего вида
знакомым животных (лиса - рыжая, у нее длинный, пушистый хвост).
Продолжать знакомить с обитателями уголка природы,
учить наблюдать, как взрослые ухаживают за ними. Воспитывать бережное отношение
к природе, обращать внимание на ее красоту.
К концу года дети могут
· Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без
труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять
ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал).
· Знать некоторых домашних и диких животных; без
надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не
пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.
• Знать название своего города (поселка); с доверием
относиться к взрослым, которые заботятся о них и любят их.
Развитие
речи
Развивающая речевая среда
Предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги,
рекламные буклеты (игрушки, автомашины, одежда, посуда и т.п.), наборы
предметов (камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки
тканей) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения
представлений о предметах ближайшего окружения.
Продолжать приучать детей слушать рассказы
воспитателя о забавных случаях и житейских ситуациях, понятных младшим
дошкольникам (о рассердившейся тарелке, об обидевшейся туфельке, о печальных
мокрых рукавах рубашки и т.п.); о проказах животных (кошки, собаки, вороны), об
интересной прогулке.
Продолжать помогать детям общаться со знакомыми
взрослыми и светстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи
помощь, поблагодари и т.п.).
Подсказывать детям образцы обращения к взрослым,
зашедшим в группу ("Скажите: "Проходите, пожалуйста",
предложите: "Хотите посмотреть...", "Спросите: «понравились ли
наши рисунки?").
В быту, в самостоятельных играх помогать детям
посредством речи и взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом
("Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине", "Предложи
Саше сделать ворота пошире", "Скажи: "Стыдно драться! Ты уже
большой").
Формирование словаря
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать
расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и
назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, средств
передвижения. Учить различать и называть существенные детали и части предметов
(у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки,
форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая),
некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные
предметы бьются, резиновые игрушки можно сжать - они восстанавливают
первоначальную форму), местоположение предмета (за окном, высоко, далеко, под
шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы
(тарелка - блюдце, стул – табурет- скамеечка; шуба – дубленка – пальто). Учить
понимать обобщающие слова: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.
Называть части суток (утро, день, вечер, ночь). Помогать различать по внешнему
ввиду домашних животных и их детенышей, овощи, фрукты.
Звуковая культура речи
Продолжать учить детей внятно произносить в словах все гласные (а, у, и,
о, э) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: п - б - т - д
- к -г; ф - в; т - с - з - ц.
Развивать моторику речедвигательного аппарата,
слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять
артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную
выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы. Говорить
спокойно, с естественными интонациями.
Грамматический строй речи
Продолжать помогать детям согласовывать прилагательные с существительными
в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под,
за, около). Учить употреблять в речи в форме единственного и множественного
числа имена существительные, обозначающие животных и их детенышей (утка -
утенок - утята); форму множественного числа существительных в родительном
падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству
детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную
форму слова.
Помогать детям переводить нераспространенные простые
предложения (состоят только из подлежащего и сказуемого) в распространенные
путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять
предложения с однородными членами ("Мы пойдем в зоопарк и увидим слона,
зебру и тигра").
Связная речь
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин,
иллюстраций; наблюдений за живыми объектами, строительством; после просмотра
спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слышать и
понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном
темпе.
Формировать потребность делиться своими
впечатлениями со .знакомыми взрослыми (что и где видел; что за аппликация на
костюме, кто купил книжку, обновку).
Напоминать детям о необходимости говорить
"спасибо», здороваться, прощаться, желать спокойной ночи (в семье,
группе), упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости.
Помогать доброжелательно общаться друг с
другом.\побуждать участвовать в драматизации знакомых сказок.
К концу года дети могут
· По своей инициативе и при заинтересованной
поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.
• Отвечать на разнообразные вопросы взрослого,
касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи,
простые нераспространенные предложения с однородными членами.
• С помощью взрослого, используя фигурки настольного
театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.
Развитие
элементарных математических представлений
Количество. Учить
детей составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет;
различать много и один; находить один и много одинаковых предметов в окружающей
обстановке; понимать вопрос «сколько?»; при ответе пользоваться словами
«много», «один».
Объяснять, как сравнить две равные (неравные) группы
предметов, пользуясь приемами наложения и приложения предметов одной группы к
другой; определять равенство (неравенство) групп по количеству входящих в них
предметов. Учить понимать вопрос «Поровну ли?», «Чего больше?», «Чего меньше?»;
отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил
грибок» или «Кружков больше, а грибов меньше»
Величина. Объяснять, как сравнить два предмета по
размеру (длиннее-короче, выше- ниже, больше – меньше).
При сравнении предметов по длине и высоте
пользоваться приемами наложения друг на друга и приложения друг к другу.
Геометрические фигуры. Учить узнавать и называть круг, квадрат,
треугольник.
Ориентировка в пространстве. Помогать детям
определять пространственные направления от себя: справа (направо), слева
(налево), впереди (вперед), вниз (вверх).
Ориентировка во времени. Формировать представление о частях суток:
утро-вечер, день – ночь.
К концу года дети могут
· Находить в окружающей обстановке много предметов и
один-единственный предмет
• Сравнивать группы предметов, используя приемы
наложения и приложения; определять, каких предметов больше(меньше); сравнивать
два предмета, разных по величине (длине, высоте), определять, какой предмет
больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже).
• Понимать слова: верхняя – нижняя, слева – налево,
справа – направо.
Нам очень важно Ваше мнение. Пожалуйста загляните в нашу Гостевую книгу Форум Оставите Ваш отзыв, пожелание или замечание, задайте интересующий Вас вопрос.
|