Задержка
психического развития - это пограничная форма интеллектуальной
недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной
сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций
(моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевыхоторных, егрубое нарушение
познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или
отдельных ее функций). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм
психической патологии детского возраста. Чаще она проявляется с началом
обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе (7-10 лет
– период больших диагностических возможностей).
Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического
развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого
отставания, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше
создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. Задержка
психического развития проявляется в несоответствии интеллектуальных
возможностей ребенка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного
обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Наиболее характерные особенности детей с
задержкой психического развития:
- Снижение
работоспособности
- Повышенная
истощаемость
- Неустойчивость
внимания
- Более
низкий уровень восприятия
- Недостаточная
продуктивность произвольной памяти
- Отставание
в развитии всех форм мышления
- Своеобразное
поведение
- Бедный
словарный запас
- Низкий
навык самоконтроля
- Незрелость
эмоционально-волевой сферы
- Ограниченный
запас общих сведений и представлений
- Трудности
в счете, решении задач.
Причины задержки психического развития:
- Слабовыраженные
органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во
внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни ребенка.
- Генетически
обусловленная недостаточность ЦНС. Интоксикации, инфекции, травмы,
обменно-трофические расстройства.
- Неблагоприятные
социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания и др.)
Эффективная динамика развития детей
намечается тогда, когда своевременно осуществляется клиническая,
психологическая, педагогическая диагностика и реализуется необходимая
психологическая коррекция, психотерапия, биологическая терапия, а
педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности,
неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности
детей.
Говоря о задержке психического развития, специалисты подразумевают нестойкое
обратимое нарушение психического развития и замедление его темпа, которое
выражается в недостаточности общего запаса знаний у детей, ограниченности
представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности,
преобладании игровых интересов и т.д.
Причинами задержки психического развития являются: конституциональные факторы,
хронические соматические заболевания, патология беременности, «ненормальные»
роды, частые болезни в первые годы жизни, неблагоприятные условия воспитания.
Дети, имеющие легкие остаточные явления органического повреждения ЦНС,
выражающиеся в повышенной истощаемости и обуславливающие пониженную
работоспособность, недостаточную произвольность внимания, его объема и
концентрации, инертность психических процессов, плохую переключаемость,
возбудимость, двигательную расторможенность или, наоборот, заторможенность,
пассивность, вялость, нуждаются в специальной коррекционной работе, которую
первоначально они начинают получать в стенах дошкольного образовательного
учреждения.
Общие подходы в работе с детьми с задержкой
психического развития:
- Индивидуальный
подход
- Предотвращение
наступления утомляемости
- Активизация
познавательной деятельности
- Проведение
подготовительных занятий
- Обогащение
знаниями об окружающем мире
- Внимание
на коррекцию всех видов деятельности
- Проявление
педагогического такта
Специальная коррекционная работа с
такими детьми, проводимая в ДОУ, позволяет максимально использовать
образовательное пространство учреждения для полноценного развития дошкольников,
подготовить своих воспитанников к успешному обучению в школе.