Ранний
возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира, -
уникальный период в жизни человека. Так в чём же его необыкновенность?
Ребёнок интенсивно овладевает речью, общением,
культурой человеческого мышления. При этом важно отметить, что умственное
развитие связано с воспитанием ребёнка и возникает исключительно, как говорят
учёные, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря взаимодействию с
социальным окружением. Душевная жизнь ребёнка начинается очень рано. Малыш
копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и
поступках мир, в котором живёт. Можно сказать, что мы "лепим" дитя по
своему образу и подобию. Он будет таким, каким сделает его социальное
окружение. Вывод один: духовно обогащённая окружающая действительность -
главное условие нравственно-этического развития личности ребёнка.
В данный период психика ребёнка устроена так, что
ему необходимы многократные повторения одних и тех же действий. При этом он
каждый раз убеждается в своих возможностях и наслаждается самим упражнением.
Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период
второго года жизни (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом "Я
сам!". Если ребёнка лишить этого активного взаимодействия с окружающим
миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство
сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Безразличие ведёт за
собой духовную леность. Так теряются рациональные зёрна раннего трудового
развития человека, которые должны быть "посеяны" уже на втором году
жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена
потребность в действии, а отсутствие её удовлетворения граничит с кризисом в
поведении. Уважаемые родители, помните, что, лишённый самостоятельности в
действиях с предметами, малыш начинает капризничать, не подчиняться взрослому,
протестовать всем своим существом. Так появляется негативное явление - детская
нервность.
Эмоциональная жизнь маленького ребёнка, его
чувства, первые радости и огорчения должны стать предметом пристального
внимания взрослых. Положительные эмоции, которые испытывает маленький ребёнок,
умело выполняя действие, непременно должны поощряться взрослыми. Малыш будет
испытывать эмоциональное удовлетворение только в том случае, если он сам
выполнит какие-то действия, а не тогда, когда взрослые, считая, что он мал и
беспомощен, сделают всё за него. Не следует требовать от ребёнка того, что он
не в состоянии понять. Частые запреты, наказания за незначительные шалости
приводят к тому, что ребёнок становится замкнутым и агрессивным.
Дети тонко чувствуют эмоциональное состояние
родителей. Не удивляйтесь, если заметите: плохое настроение мамы передалось
ребёнку. Он будет капризен, плаксив, беспокоен. Так же он реагирует на ссоры
между родителями, на их движения, тон голоса.
Нам очень важно Ваше мнение.
Пожалуйста загляните в нашу Гостевую книгу Форум
Оставите Ваш отзыв, пожелание или замечание, задайте интересующий Вас вопрос.